Забытые истребители Второй мировой войны

Испанская гражданская война 1936-1939 гг. стала полигоном испытаний вооружений вообще, и авиации в особенности. CR-32 прибыли в националистические авиационные части генерала Франко в августе 1936 года в количестве 120 машин и первоначально вошли в состав “добровольческого” итальянского корпуса "Ля Куккарача". Германские истребители-полуторапланы Хейнкель Не-51 и Арадо Ar-68 из “Легиона Кондор” , присланного Гитлером в помощь испанскому единомышленнику, показали себя на их фоне безнадежно устаревшими по летно-технических данным, вооружению и самой концепции. Республиканские летчики на советских и французских самолетах достаточно легко одерживали победы над немецкими самолетами. С появлением CR-32 господство в воздухе перешло к ним. Самый результативный летчик-асс гражданской войны в Испании Джованни Морато, сбивший 16 самолетов республиканцев, летал исключительно на СR-32. Его “рекорд” вскоре побили сразу два советских добровольца Анатолий Серов и Сергей Грицевец.

Не случайно CR-32 сразу начали производиться по лицензии в Испании, где выпускались под названием НА-132-L "Чирри". Основными их соперниками вскоре после введения Комитетом по невмешательству Лиги Наций эмбарго на поставки военной техники враждующим сторонам стали советские истребители И-15 и И-16, из которых первые неизбежно проигрывали воздушные бои из-за верхнего крыла типа "чайка" (оно затрудняло обзор, в бою часто складывалось, и летчик не мог покинуть потерявшую управление машину с парашютом) , меньшей максимальной скорости и невозможности круто пикировать. И-16 типа 5 были в состоянии бороться с CR-32, но уступали им в горизонтальной маневренности и вооружении(2 пулемета ПВ-1 калибра 7,62 мм).

Как правило, итальянские самолеты уходили из боя крутым пикированием благодаря большему весу и прочности, чего на И-16 смешанной конструкции советские добровольцы могли достичь только при очень хорошей физической подготовке и высокой технике пилотирования, рискуя деформировать плоскости - перкаль часто срывался воздушным потоком. Первые столкновения с новыми итальянскими самолетами заставили Советское руководство распорядиться срочно совершенствовать отечественные самолеты-истребители и разрабатывать тактику одновременного применения истребителей монопланов и бипланов. И если первоначально выпуск И-15 во много раз количественно превосходил производство И-16, то теперь пальма первенства стала переходить к последним. В Великобритании тоже продолжили производство полуторапланов Глостер “Гладиатор” II ценой замедления развертывания крупносерийного производства перспективных монопланов Хаукер “Харрикейн” I, оснащенных мощным двигателем Роллс-Ройс “Мерлин II” и восемью пулеметами в крыльях. Так родился миф второй половины 30-х годов о живучести истребителей бипланной схемы и и ее неисчерпанных возможностях. Лишь нацистский рейхсмаршал Геринг принял поистине “соломоново решение” из-за скудности военного бюджета - снять с вооружения все истребители бипланной схемы и заказывать авиафирмам исключительно монопланы!

Отзывы

Маргарита КобрилеваНи для кого не секрет что от сессии до сессии студенты живут весело. А когда приходит время, то приходится обращаться в такие компании как ваша. Влад СпиринНа днях забрал у вас свой курсач и доволен. Препод говорит, что все ОК.!!!!! Буду писать и звонить вам постоянно, когда возникнут проблемы с учебой.

отправить отзыв